программа — Филева

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа «Декоративная композиция. Зеркало природы» разработана с учетом основных направлений программ для учреждений дополнительного образования: «Декоративная композиция»,  «Аппликация из соломки», «Природа и фантазия», программ биолого-натуралистического направления и программ для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» и «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства».

Актуальность проблемы

В современном мире на смену  монопрофессионализму приходит поли-профессионализм. Будущему необходимы специалисты, владеющие не одной, а двумя-тремя смежными профессиями или даже профессиями из разных областей. Идет процесс интеграции профессий, повышение их  качественного уровня. Ежегодно в мире появляются новые  профессии. В высших учебных заведениях открываются новые отделения по подготовке специалистов: УТИС – «Дизайн среды», БГАУ – «Ландшафтный дизайн», имеющими  по определению связь природы и творчества.  Занятия художественным творчеством  помогают ребенку не только социализироваться в среде сверстников, но и способствуют его профессиональной ориентации, выбору жизненного пути. Данная программа носит характер ранней профилизации, ориентирована на художественно-эстетические профессии: художника декоративно-прикладного искусства, художника-графика и живописца, дизайнера, модельера, оформителя, фитодизайнера – профессий востребованных. В дальнейшем ребенок может выбрать себе курс по интересу.

Новизна

Программа предоставляет обучающимся большие возможности в выборе видов изобразительной деятельности, художественных и природных материалов, что способствует развитию творческого мышления, приобретению умений и навыков  для реализации своих оригинальных креативных идей.

            В учреждениях дополнительного образования мало комплексных программ по декоративно-прикладному искусству – изучается только один вид ДПИ или тот или иной вид техники исполнения. В этих программах редко отводятся часы на занятия только  композицией, работы выполняются в основном по образцам. В программах художественных школ основное время отводится на работу над учебными постановками –натюрмортами с изучением академического рисунка и живописи, и лишь малая  часть  на творческую работу по композиции.  Ограничение по времени не предоставляет возможности углубленно изучать дисциплины художественно-эстетического направления  в  учреждениях общего среднего образования.

В содержание данной программы включены темы, соприкасающиеся с различными областями знания:  декоративно-прикладное искусство,  биология, дизайн. Характерная черта программы- комплексность и интегрированность программных  курсов, в основе которых лежит тесная связь различных предметов, объектами исследования которых являются: природа-человек-народ-культура. Учтен принцип региональности. Учтены календарные праздники, обучающиеся могут выполнить подарки своими руками для родных и близких.

 

Цель программы: формирование духовной культуры  посредством изучения и отображения  темы природы в изобразительном искусстве, создания авторских декоративных  композиций для оформления интерьера.

 Задачи:

 -обучающие:

— познакомить  с многообразием видов и форм мира флоры и фауны,

-познакомить  с видами и жанрами изобразительного и декоративно-   прикладного искусства;

— формировать художественные знания, умения и навыки;

— формировать  трудовые навыки, умение доводить работу до конца;

— обучить различным  изобразительным способам отображения

  реального мира;

— обучить приемам и техникам отображения действительности с натуры,

  а также  их декоративного и стилизованного интерпретирования;

-воспитательные:

— воспитать чуткость,  чувство бережного отношения к природе;

— способствовать воспитанию художественного вкуса, эстетической

  отзывчивости,  патриотизма;

-развивающие:

— развивать    творческое и  конструктивное мышление, чувство цвета, ритма,

  композиции, формы;

— развивать  аналитические способности при восприятии окружающего мира;

-формировать нравственные ценности, нормы, традиции и положительные

  качества личности.

 Программа рассчитана на учащихся младшего и среднего  школьного возраста (1-6 классы). В рамках тем для младших школьников разрабатываются небольшие задания, используются шаблоны.  Насыщенность программы позволяет педагогу и учащимся третьего года обучения составлять учебный курс на последующие сроки обучения, в том числе по индивидуальной траектории, используя метод проектов. Применяется как индивидуальное, так и выполнение творческих проектов в малых группах. При выполнении проекта учащиеся занимаются мыслительной, коммуникативной, практической и презентационной видами деятельности.

Программа составлена таким образом, что практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися; весь материал разделен по степени сложности – от простого к сложному: выполнению самостоятельной творческой работы в материале предшествует подготовительная работа по изучению натуры, основ композиции, художественных средств выражения, упражнений по овладению технологией, разработка эскизов и выполнение более легких работ аппликативным методом сначала  из цветной бумаги или готовых природных форм: семян, засушенных растений, не требующих от исполнителя особого умения рисовать.

Такое построение программы позволяет осваивать материал постепенно даже ребятам, не имеющим специальной художественной подготовки. А метод коллективных работ дает возможность при наименьших затратах сил и времени выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между группами  или отдельными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить ее качество.

Методика

Основное в преподавании программного  курса составляет интерактивное обучение. А вот коллективное выполнение задания содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи. Программа позволяет моделировать процесс обучения, работать малыми группами,  давать практические задания по той или иной теме в зависимости от степени подготовленности  учащихся, дает возможность индивидуальной работы. Кроме вышеперечисленных методов в программе обучения имеют место и традиционные методы: наглядный, словесно-образный, игровой (включение в ход занятий конкурсов, загадок, ребусов, анаграмм).

Контингент обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет. Каждый ребенок может стать обучающимся объединения «Декоративная композиция».

Форма занятий: групповая. В группах первого года обучения от 10 до 15 человек, второго, третьего года обучения 8-10 человек.

Срок реализации программы: 3 года

Объем часов: программа каждого года обучения рассчитана на 144 часа. Предполагается проводить по 2 занятия в неделю продолжительностью 2 часа. Продолжительность учебного часа для обучающихся 45 минут с десятиминутным перерывом между каждым часом на отдых.  В течение учебного часа проводится небольшая физкультурная пауза.  Расписание занятий составляется в соответствии с Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными особенностями обучающихся.

Место проведения занятий: учебный класс с 15 посадочными местами, которые можно передвигать для индивидуальной и групповой работы, со шкафами для хранения рабочих материалов, таблиц и образцов изделий. Стены оформлены работами детей разных лет.

     Учащиеся первого года обучения изучают азы изобразительной грамоты, учатся наблюдать, выполняют небольшие изделия в основном по простым образцам и шаблонам или несложные работы в технике декоративного рисования по представлению. На выполнение одной учебной работы / «пробника»/  отводится от 2до 6 часов.

     Учащиеся второго и третьего годов обучения / уже овладевшие необходимыми для усидчивой и терпеливой работы навыками /  выполняют творческие  работы по тем же темам, но  самостоятельно разрабатывая композиции: предварительно выполнив зарисовки с натуры, затем эскиз в цвете, а затем уже трудоемкую работу в материале. Применяются также  различные более сложные в обработке материалы и технологии:  гравюры, батика, ткачества, вышивки и т.д.  На создание одной объемной, большой  по формату композиции в материале, включая все стадии от  наброска до оформления «под стекло»,  отводится по программе от 12 до 24 часов. Таким образом, за один учебный год учащиеся выполняют от 5 до 10 работ.

Данная образовательная учебная программа, изменяясь и усовершенствуясь, отрабатывалась на практике в системе дополнительного образования детей. Полученный результат позволяет утверждать: содержание, методы и формы, предусмотренные программой, отвечают интересам и потребностям обучающихся.

 Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

В результате реализации программы «Декоративная композиция. Зеркало природы» у детей должен быть сформирован достаточно устойчивый интерес к познанию природы, ее отражению в творческих проектах.

     Ожидаемые педагогические результаты также включают в себя:

—         развитие потребностей в творческом самовыражении через самостоятельное изготовление композиций из разных материалов;

—         использование композиций в оформлении жилых помещений;

—         умение использовать приобретенные знания в создании простейших проектов;

—         проведение этнографических исследований, оформление результатов, выступление с докладами в учебной группе;

—         умение пользоваться справочной литературой;

—         приобретение опыта социального общения.

 

Таким образом, за три года занятий у детей происходят изменения на уровне сознания, убеждений. В конце обучения мы видим личность, обладающую не только практическими умениями и навыками, но и высокой степенью развития экологической и художественной культуры- культуры духовной.

Мониторинг усвоения программы проводится в виде вводного, промежуточного и итогового  контроля знаний, умений и навыков. Ребята учатся проводить самоанализ

учебных работ с выявлением степени самостоятельности  и степени помощи педагога в решении и реализации творческих и учебных задач.

Наглядной демонстрацией результатов работы и достижений учащихся является их участие в  районных, городских и республиканских выставках детского творчества, экологических акциях и конкурсах. Мониторинг усвоения программы проводится  в конце каждой темы в виде конкурсов, выставок.
По окончании обучения ребятам выдаются грамоты и дипломы, составляются характеристики-рекомендации для продолжения обучения в художественной школе, зачисления в группы последующего обучения по выбранному курсу.

 

 

 

 

Учебно-тематический план

первого года обучения

«Природа и творчество»

№№  

Название темы

 

 

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводные занятия

Изобразительные средства.

Материалы.

8

2

6

2

Природа в народном творчестве

Орнамент.

18

3

15

3

Декоративное рисование-

«зеркало природы»

16

4

12

4

Бумагопластика.

Новогодний дизайн.

 

22

5

17

5

Растительные мотивы в художественной росписи.

32

6

26

6

Мастерская природы:

Флористика. Флористический коллаж.

28

8

20

7

Рисование по представлению

20

4

16

                                                                   144                  32                          112

 

 

 

Содержание

Тема 1: Вводные занятия  8 часов

Организация объединения.

Изобразительные средства. Материалы.

Теоретические занятия: 2 часа

Правила внутреннего распорядка. Вводный инструктаж по охране труда. Правила дорожного движения. Обзор программы. Беседа «Зачем природу нужно охранять? Примеры отражения природы в изобразительном искусстве.  Как художник отображает мир. Обсуждение репродукционного материала.

Практические занятия: 6 часов Наблюдения. Определение растений местной флоры. Порядок сбора природного материала. Гербаризация. Хранение.

Организация рабочего места при работе акварельными красками. Выполняем тоновую растяжку от светлого к темному  фона земли и неба. Изображаем деревья на переднем и дальнем планах.

Самостоятельная работа:

Выполнение этюда пейзажа в один прием (живопись).

Входной  контроль ЗУН- умение передавать плановость.
Должны знать:
правила внутреннего распорядка, материалы для работы по программе первого года обучения.

Должны уметь: собирать и гербаризировать растения, в работе над пейзажем передавать плановость

Тема 2:  Природа в народном творчестве. Орнамент  18 часов

Теоретические занятия: 3 часа

Виды орнамента по способу  расположения элементов (ленточный, сетчатый, орнаментальный мотив), по характеру изображаемых элементов (растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, геральдический). Характерные особенности башкирского орнамента («рого-образные» (курсар) и сердцевидные элементы, цветовой контраст, равновесие фона и орнамента.)  Способы составления орнамента в полосе, в прямоугольнике по осям. Орнаментальная симметрия, раппорт, ритм.

Практические занятия: 15 часов

Изучение схем расположения элементов орнамента в полосе, прямоугольнике.

Моделирование и вырезание  симметричных элементов башкирского орнамента  из цветной бумаги.

Организация рабочего места при работе над аппликацией. Безопасное использование ножниц.

Самостоятельная работа:

Выполнение аппликации из цветной бумаги по мотивам башкирского орнамента: «Шаршау»  (композиция в квадрате), «Хараус»- ленточный орнамент (в полосе).

Выполнение  орнаментального мотива «Дерево жизни» из цветной бумаги.

Начинаем собирать «портфолио» воспитанника объединения «Декоративная композиция». Оформляем выставку детских работ «Рожденное в народе»

Должны знать: виды орнамента

Должны уметь: вырезать симметричные элементы башкирского орнамента из цветной бумаги, составлять орнамент в полосе и квадрате.

Тема 3: Декоративное рисование. Зеркало природы. 16 часов

Теоретические занятия: 4 часа

Видовое разнообразие птиц и рыб. Примеры их натуралистического и стилизованного изображения в народном  творчестве и ДПИ.

Пейзаж. Линия горизонта. Высокий и низкий горизонт. Линейная перспектива.

Практические занятия: 12 часов

Способы расположения  на листе. Декоративное, стилизованное изображение силуэта с  передачей особенностей строения без предварительного рисунка карандашом. Расположение орнамента согласно форме декорируемой поверхности.

Самостоятельная работа:

«Сказочная птица» — однофигурная композиция. Декорирование силуэта орнаментом.

«Рыбка»- однофигурная композиция. Декорирование силуэта орнаментом.

«Родные просторы» — Пейзаж. Коллаж из цветной бумаги, листьев, семян, манки.

Оформляем выставку детских работ.

Должны знать: приемы многослойного рисования, расположения элементов на картинной плоскости

Должны уметь: составлять однофигурную композицию, стилизованно изображать объекты живой природы, работать концом кисти и всей плоскостью, передавать плановость в пейзаже.

Тема 4: Бумагопластика. Новогодний дизайн.  22 часа

Теоретические занятия:5 часов

Знакомство с технологией обработки бумаги, картона. Техники оригами и конструирования.

Традиции празднования нового года, атрибуты праздника.

Практические занятия:17 часов

Складывание листа бумаги по осям. Изменение простой плоской бумажной формы (моделирование края). Создание симметричного рисунка архитектурного объекта. Создание простых объемных форм из бумаги.

Самостоятельная работа:

Моделирование и декорирование плоскими и объемными элементами из цветной бумаги поздравительной новогодней открытки. «Елочка» и «Снежный цветок» из салфетки.

Объемная снежинка.

Конструирование по образцу объемного  «колючего снежка»  из кальки на основе 8-10 элементов «лилии».

 «Снежный замок» — аппликация из цветной бумаги, кальки, манки.

«Зимние узоры». Линейное изображение восковыми мелками. Фон акварелью.

Используя полученные умения и навыки, проектируем  «елочку своими руками», листовки в защиту хвойных пород,  работая в малых группах. Выполняем  игрушки-оригами по объяснению воспитанников.

Участвуем в городской экологической операции «Зеленый нимб Уфы».

Должны знать: приемы работы с бумагой.

Должны уметь: обрабатывать бумагу, придавая ей объемную форму, пользоваться простейшими схемами

Тема 5: Растительные мотивы в художественной росписи. 32 часа

Теоретические занятия:6 часов: Игра: путешествие по народным промыслам России. Изучение народных промыслов художественной росписи- Городец, Хохлома, Жостово, народной игрушки – Дымковской, Филимоновской, Каргопольской, Нижегородской. История возникновения народных промыслов. Особенности технологии изготовления изделий под  роспись. Приемы стилизации изображения.

Определение стилизованных природных объектов (цветов, ягод, листьев) по их изображению на предметах народных мастеров.

Практические занятия:26 часов

Изучение азов росписи. Постановка и движение руки при выполнении  простейших приемов работы кистью (примакивание- «капельки», «дужки»),  концом кисти («точки», «черточки», «обводка», оживка.») и всей кистью («подмалевок»). Стадии  выполнения росписи: подмалевок, оживка, обводка, травка. Упражнения.

Самостоятельная работа:

«Подарок сердца» — моделирование по образцу складной открытки. Роспись цветочными мотивом  «ромашки», по схеме. Изучение приема «примакивание»

Упражнения в росписи  мотивов  «Малинка», «Земляника», «Смородинка» по образцу.

Моделирование формы матрешки из ватмана.  Роспись Матрешки.

«Веточка мимозы».  Живописное выполнение в акварели с передачей света  и тени

Составляем цветочный букет на формате А3. Многослойная живопись. Композиция по схеме «от центра».

Выставка работ:  «Украсим Землю цветами».

Праздник  «Весеннее цветение».

Должны знать: отличительные особенности народных промыслов (Гжель, Хохлома, Полховский Майдан)
Должны уметь: выполнять простейшие элементы в технике верхового письма художественной росписи (дужки, капельки, травку)

Тема 6:  Мастерская природы. Флористика. Флористический коллаж. 28 часов 

Теоретические занятия:

—  определение плоского и объемного  флористического материала: засушенных листьев деревьев, листьев и цветов декоративных растений, семена клена и ясеня. Повторяем порядок сбора, обработки, хранения.

— изучение видов композиции по мотивам жостовских подносов: из центра, от угла, от стороны, симметричная от сторон и т.д.

— особенности  выполнения аппликации из природного материала. Коллаж.

Практические занятия: Подготовка природного материала к работе. Выбор и подготовка основы. Изучение способов  крепления на основу плоского и объемного флористического материалов

Самостоятельная работа:

Моделирование формы «подноса» -выкройки из простой бумаги. Перевод выкройки на цветную бумажную основу. Вырезание цветов из цветной бумаги, переведенных  с образов.  Композиция по схемам изделий народных промыслов Выполнение плоской аппликации из цветов, переведенных с образцов /из засушенных растений при наличии/.

Выполнение круглого панно на пластилиновой основе из объемного природного материала: семян, шишек. Использование бросовых одноразовых тарелок под основу —  фон.

Сложный уровень: Использование клеевого пистолета. Составление композиции из готовых элементов. Выполнение 1элемента по выбору  в технике аппликации из соломки из готового соломенного «полотна»: детализация,  калькирование «деталей»  с готового рисунка, перевод с кальки на «полотно» двух-трех  оттенков, вырезание деталей. Сборка. Аппликация.

Творческая работа -«Проталины» — аппликация из цветной бумаги по образцу с флористическими элементами.

Должны знать: виды композиции по мотивам жостовских подносов: от центра, от угла, от стороны.

Должны уметь: работать с природным материалом, составлять композиции из природного материала в прямоугольнике и в круге.

Тема7: Рисование по представлению. 20 часов

Теоретические занятия: 4 часа

Закрепление пройденного материала по декоративному рисованию. Организация картинной плоскости при создании сюжетной композиции. Особенности иллюстрирования сказочного сюжета. Как работает художник-иллюстратор.

Практические занятия: 16 часов.

Составление эскиза сюжетной композиции по представлению.

Составление эскиза иллюстрации к сказке.

Оформление работ. Паспарту.

Самостоятельная работа:

Создание сюжетной композиции по представлению в технике акварели и гуаши.

Создание иллюстрации «Растения и животные в сказках».  Техника исполнения и материалы по выбору учащихся.

Итоговый контроль ЗУН. Обсуждение творческих работ за год. Оформление выставки «В гармонии с природой».

На следующий год отбираем  работы на городской конкурс рисунков «Башкортостан, природы край бесценный» -Детский эколого-биологический центр, городской конкурс поделок из природного материала «В союзе с природой»- «Виктория»

Должны знать: что такое сюжетная композиция

Должны уметь: составлять одно, двухфигурную сюжетную композицию, стилизованно изображать животных-героев сказок

Юннатское лето. Собираем бросовый природный материал. Сушим цветущие растения из своего сада.  Наблюдаем за природой, фотографируем уникальные уголки и мгновения природы. Делаем фото «Природа на ладошке»  декоративных растений, ягод, бабочек, грибов. Делаем зарисовки.

Учебно-тематический план

второго  года обучения

«Времена года»

№№  

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

 

Вводные занятия

 

4

2

2

2

Мой край

 

24

4

20

3

 

Декоративное рисование

 

14

2

12

4

 

Дизайн. Объемная бумажная пластика.

 

28

2

26

5

 

Мастерская природы

 

 

28

4

24

6

 

Художественная роспись

 

 

16

2

14

7

Рисование по представлению

и с натуры.

18

4

14

8

Оформление к праздникам, проведение экскурсий, выставок в течение года

 

12

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          144                      20                         124

 

 

Содержание

Тема 1: Водные занятия.  4 часа

Теоретические занятия: 2 часа

Вводный инструктаж по охране труда.

Обзор программы. Оборудование и материалы.

Практические занятия: 2 часа

Обсуждение репродукционного материала, образцов работ.

Самостоятельная работа:

Сбор природного материала. Гербаризация осенних листьев. Сортировка. Хранение.

Должны знать:

Тема 2: Мой край 24 часа

Теоретические занятия: 4 часа

Башкирский орнамент: элементы, колорит (повторение). Обсуждение особенностей композиции  орнамента в круге.

Башкирский костюм: элементы. Особенности орнаментального декорирования элементов костюма, предметов быта, ювелирных украшений (согласованность вида орнамента с техникой  декорирования изделия: геометрический орнамент выполняется в технике аппликации, в технике счетной, наборной   вышивки, ткачества; растительный – в технике тамбурной вышивки, гладью, теснения по коже, чеканке.

Пейзаж. (Виды: по изображению объектов  – архитектурный ( деревенский, городской)  «марина» морской; по характеру изображения – величественный, психологический пейзаж. Пейзаж как фон жанровой картины).  Законы воздушной и линейной перспективы в передаче пейзажа. Плановость.

Графические материалы.

Практические занятия: 20 часов

Способы деления круга на части при помощи циркуля и линейки.   Изучение способов составления орнаментальной композиции в круге (центральная композиция, расположение элементов по осям на равном расстоянии от центра. Вырезание элементов из цветной бумаги и выполнение плоской аппликации. Моделирование эскиза башкирского костюма (вырезание элементов одежды из цветной бумаги, декорирование в технике росписи).

Передача пейзажа на картинной плоскости.  Графические приемы изображения (средства выразительности: штрих, пятно) для передачи  отличительных  особенностей  объектов: строения, формы, фактуры.

Самостоятельная работа:

Декоративное блюдо (эскиз в технике аппликации из цветной бумаги).

Башкирская красавица (воин). Макет женского или мужского башкирского костюма.

«Родные просторы». Изображение пейзажа в графической технике на картоне.

Должны знать: элементы башкирского костюма, элементы башкирского орнамента.

Должны уметь: составлять композицию по осям в круге, изображать пейзаж в графической технике.

Тема 3: Декоративное рисование 14 часов

Теоретические занятия: 2 часа

Многообразие растительного и животного мира. Обитатели морских глубин.   Построение сюжетной композиции. Организация картинной плоскости. Техника декоративной живописи. Передача света и тени в декоративной живописи.

Практические занятия: 12 часов

Составление эскизов декоративных панно. Особенности декоративного изображения  растений и животных. Приемы стилизации.  Овладение приемами многослойной живописи.

Самостоятельная работа:

«Царство Нептуна». Декоративная композиция. Стилизованное изображение обитателей подводного мира с передачей характерных особенностей строения (формы), окраски, среды их обитания.

«Цветы». Декоративная композиция.  Стилизованное изображение цветов в технике декоративной живописи.

Участие в городском конкурсе рисунков «Башкортостан- природы край бесценный»

Должны знать:  приемы составления многофигурной композицию

Должны уметь: стилизованно изображать подводное царство и цветы в технике декоративной живописи.

Тема 4: Дизайн. Объемная бумажная пластика. 28 часов

Теоретические занятия: 2 часа

Дизайн. Как работает художник дизайнер. Технология создания макетов. Материалы. Инструменты. Техника безопасности работы  колющими и режущими инструментами: ножницами и резаками.

Практические занятия: 26 часов

Моделирование из картона, цветной бумаги заданной объемной геометрической формы: цилиндра, конуса, коробки (куба). Дизайнерское изменение развертки  для создания новой объемной формы.  Изучение свойств бумаги: бумагу можно сгибать, мять, рвать, скручивать. Практика работы резаком при выполнении прорезных деталей, использование дырокола. Техника прорезного рисунка –создание ажура. Создание декоративных элементов: цветов из бумаги,  жгутиков из тонкой кальки. Сминание кальки – «жмурки».  Повторение способов калькирования и перевода элементов на рабочий материал.

Самостоятельная работа:

Новогодняя открытка «Шарик Снежинка», прорезная открытка.

«Новогодний фонарик». Моделирование и декорирование формы на основе развертки цилиндра.

«Рождественские узоры»- плоское панно из картона с прорезными элементами.  Создание цветочной композиции в круге  из предложенных элементов (цветов)  в технике аппликации из манки. Композиция на основе композиций народных промыслов.

 «Подарок сердца» — моделирование из картона и декорирование объемными цветами «валентинки».

«Фоторамка» — моделирование рамки из наборного картона. Обтягивание жатой бумагой (тканью, кожей) по клеевой основе, декорирование природным материалом.

-«Голубь мира» — Конструирование по схеме макета голубя  из плотной бумаги ватмана.

«Декоративная упаковка». Схемы разверток.

Творческая работа. Моделирование и декорирование формы коробочки на основе развертки куба. Декорирование элементами из цветной бумаги, лентами, жгутиками.

Участие в городской экологической операции «Зеленый нимб Уфы- создание новогодних композиций.

Участие в городской экологической акции «Птицы родного края»

Должны знать: приемы обработки бумаги (ткани, кожи)

Должны уметь: декорировать плоские и объемные поверхности объемными элементами из бумаги и природного материала.

Тема 5: Мастерская природы. 28 часов

Теоретические занятия: 4 часа

Фитодизайн.  Флористические композиции в оформлении  интерьера. Флористические, природные  материалы. Сбор, обработка, хранение природного материала. Определение семян, засушенного природного материала. Аппликация из соломки. Технология обработки соломки. Техника безопасности при работе электроприборами (утюгом, клеевым пистолетом).

Практические занятия: 24 часа.

Особенности использования  природного материала в декоративных работах. Подбор материала согласно замыслу композиции и декорируемой поверхности: сортировка по форме, размеру, цвету. Заготовка соломенных полос, соломенного полотна.

Подготовка и декорирование плоской и объемной  основы (повторение) под флористическую композицию. Подбор и использование под основу текстильных материалов. Способы обработки ткани с учетом ее свойств, вида переплетения нитей (продергивание нитей, «мережка», создание «бахромы», кисточек, веревочек).

 Изучение схем композиций ( использование крупных элементов 1-3 для определения центра композиции, поддержка «центра» средними элементами, их ритмичным повторением, «аранжировка» «букета» мелкими элементами.)  Составление  композиции под заданную форму по схемам и образцам. Использование в композициях дополнительных, самостоятельных объемных элементов (стрекоз, бабочек, птичек).

Способы крепления на основу. Применение клеевого пистолета.

Калькирование элементов и перевод их на соломенное полотно.

Самостоятельная работа:

-«Домашний оберег». Баночка с различными крупами разными по цвету, уложенными послойно. Декоративное оформление крышки тканевой салфеткой, украшенной мини- композицией из объемного природного материала.

-Аппликация из соломки. Выполнение композиции по образцу.

Должны знать: способы обработки соломки, подготовке природного материала к работе, технику безопасности при работе с клеевым пистолетом.

Должны уметь: пользоваться клеевым пистолетом, декорировать изделие природным материалом, работать с соломкой..

 

Тема 6:  Художественная роспись  16 часов

Теоретические занятия: 2 часа

Отличительные особенности городецкой, хохломской, полховской росписи: по характеру изображаемых элементов, рисунку, по способу нанесения на поверхность. Знакомство с примерными схемами композиций декора плоских поверхностей.

Практические занятия: 14 часов

Упражнения в кистевой росписи. Расположение элементов растительного орнамента, согласно плоской форме декорируемой поверхности ( виды композиционных решений по мотивам жостовских подносов).

Хохлома: верховое и фоновое письмо. Построение композиции «цветущей ветви» (расположение элементов орнамента вдоль направляющей, плавно изогнутой линии, наносимой карандашом). Приемы выполнение «кудрины» и «травки» — самостоятельных элементов хохломской росписи.

Полхово-майданская роспись.  Особенности изображения декоративных элементов. Изучение построения композиции – цветочного букета «от центра».

Последовательность составления круговой  композиции  растительного орнамента в круге: деление круга на сектора (повторение), составление композиции сектора – раппорта кругового орнамента «венка». Перевод рисунка сектора на другие сектора, уточнение рисунка. Уточнение эскиза композиции  ( композиция «по краю»). Обработка декорируемой поверхности (доски): зашкуривание, грунтовка. Перевод эскиза на поверхность. Решение в цвете.

Самостоятельная работа:

-Моделирование формы «жостовского подноса» из картона. Декорирование в технике

 «верхового письма»;

— Роспись разделочной доски. Композиция по образцу. Техника росписи по выбору.

— «Русский венок». Эскиз в цвете растительного  орнамента -«венка»- композиции в круге

   «по краю»

Должны знать: приемы художественного письма

Должны уметь: составлять композиции растительного орнамента- «венка» в круге, обрабатывать поверхность доски под роспись.

 

Тема 7: Рисование по представлению . 18 часов      

Теоретические занятия: 4 часа

Приемы построения сюжетной композиции. Изображения объектов живой и неживой природы. Соразмерность элементов композиции, передача пропорций.

Знакомство с различными живописными и графическими техниками. Спецэффекты для передачи фактуры предметов.

Практические занятия: 14 часов

Наблюдения. Изучение характерных признаков натуры. Передача в композициях жизненности, статики и динамики изображения.

Участие в экологических акциях.

Самостоятельная работа:

Экологический плакат.

Создание эскизов художественных работ в техниках декоративной и реалистической живописи, графических техниках на темы «Моя семья», «В мире животных», «Космос»

    Должны знать: что такое экологический плакат

Должны уметь: составлять композицию по представлению.

 

 

 

Учебно-тематический план

третьего года обучения

«Мой мир»

 

№№

Название темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1 Вводные занятия

6

2

4

 

 

2

Мой край:

Сюжетное изображение: «Традиции народа»

Мой город. Архитектурный пейзаж

28

4

24

 

3

Декоративное рисование растительного и животного мира

42

4

38

 

4

Дизайн

 

 

24

4

20

 

 

5

 

Мастерская природы

 

34

 

6

28

6 Оформление выставок, проведение экскурсий, участие в конкурсах

10

10

 

                                                    144                20                  124

Учебно-тематическое планирование последующих лет обучения осуществляется по  индивидуальной траектории комплектом творческих проектов (заданий), их оформлением и защитой. Участием в научно-практических конференциях, выставках ИЗО и ДПИ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1: Вводные занятия . 6 часов

Теоретические занятия: 2 часа

Обзор программы. Материалы. Техника безопасности. Внутренний распорядок

Практические занятия: 4 часа

Наблюдения. Обсуждение репродукционного материала.

Самостоятельная работа: Сбор природного материала.

Должны знать: технику безопасности при работе с ножницами и резаками, клеевым пистолетом.

Должны уметь: пользоваться и правильно хранить инструменты и материалы.

Тема 2: Мой край . 28 часов                               

Сюжетное изображение «Традиции народа»

Мой город

Теоретические занятия: 4 часа

Жанр «бытовая, жанровая картина». Особенности сюжетного изображения. Быт башкирского народа. Портрет. Народные герои. Герои эпоса. Башкирские предания и легенды. Обычаи. Праздники.

Архитектурный пейзаж. Особенности передачи. Линейная перспектива.

Практические занятия: 24 часа

 Рисование фигуры человека, пропорции. Портрет (пропорции лица, портретные характеристики). Построение сюжетной композиции. Построение композиции городского пейзажа. Перевод реального изображения объектов зданий и сооружений в декоративные формы.

Самостоятельная работа:

Выполнение декоративной сюжетной  композиции с отображением быта башкирского народа, его традиций, одежды.

Выполнение архитектурного пейзажа в технике аппликации из цветной бумаги, в живописной технике или  графике.

Должны знать: пропорции фигуры человека, портретные характеристики.

Должны уметь: изображать людей, архитектурный пейзаж.

Тема 3: Декоративное рисование растительного и животного мира. 42 часа

Сюжетная многофигурная композиция. (А3,А2)

Теоретические занятия: 4 часа.

Анималистический жанр. Многообразие животного мира. Обсуждение  характерных особенностей поведения, внешнего строения, окраски, среды обитания.

Определение декоративно-цветущих растений, особенностей строения, цветовой окраски. Показ графических техник выполнения изображения

Практические занятия: 38 часов.

Способы изображения животных в среде их обитания с передачей характерных особенностей строения, окраски. Динамика изображения.

Изучение графических техник. Особенности работы  тушью и пером, художественными мелками  (пастель, уголь, сангина)

Самостоятельная работа:

Создание фантазийной  композиции в технике декоративной многослойной живописи «Этот удивительный мир».

«Цветы всегда приятны глазу» — творческая композиция в графической технике

Участвуем в городском конкурсе рисунков «Башкортостан- природы край бесценный»

Должны знать: приемы создания многофигурной композиции.

Должны уметь: работать акварельными и гуашевыми красками, любым графическим материалом.

Тема 4: Дизайн. 24 часа

Создание объемных композиций новогоднего интерьера.

Теоретические занятия: 4 часа.

Способы обработки природного материала. Создание эффекта снега, льда. Изучение построения объемной композиции  из природного материала: ритм линий, форм, объемов, текстур, цветовых пятен. Декорирование объемной формы (гармония формы и декора). Работа клеевым пистолетом. Техника безопасности.

Практические занятия: 20 часов.

Выявление зависимости композиции декора от формы декорируемой поверхности. Обработка природного материала под снег. Выбор необходимого материла для лучшего воплощения замысла композиции. Техника папье-маше. Крашение основы и природного материала. Изучение способов сборки объемной конструкции.

Самостоятельная работа:

Декорирование природным материалом  сосудов различной формы.

Моделирование и декорирование  оригинальной объемной формы из наборного картона.

Должны знать: приемы обработки материалов эффектом «под снег»

Должны уметь: создавать и декорировать объемные элементы из природного материала.

Тема 5: Мастерская природы 34 часа    

Теоретические занятия: 6 часов.

Передача в творчестве художников состояния природы,  природных стихий. Статика и динамика  изображения для передачи покоя и движения. Схемы декоративного изображения пейзажа Японское искусство «скульптуры из цветов», школы и направления икебаны. Стили в искусстве фитодизайна..

Практические занятия:28 часов

Подбор соответствующего  природного материала по размеру, цвету, форме.                                  Приемы изготовления объемных цветов из природного материла: лепестков подсолнухов, ромашек из соломки,;  лепестков роз, ирисов из кукурузных оберток,;  лепестков бересты, семян.

Способы крепления. Каркас.   Использование ткани, сизального полотна, готового природного материала.  Автобумага. Выбор колористического решения композиции (контраст или сближенные тона)

Самостоятельная работа:

Панно в технике аппликации из плоского флористического материала  с передачей состояния природы. А3, А2. Композиция по ассоциациям на выбор «Ветер», «Огонь», «Ночь», «День».

Панно. Композиция из объемного флористического материла.

Должны знать: способы хранения и использования в работе плоского и объемного природного материала.

Должны уметь: подбирать необходимый материал для работы, составлять декоративные панно из плоского и объемного природного материала.

         Тема 6: Оформление выставок, проведение экскурсий, участие в конкурсах

       10 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная литература

1.Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». М., 2012. Принят ГД РФ 21.12.12, подписан     2.Конвенция ООН «О правах ребенка». Генеральная Ассамблея ООН, 20 ноября 1989. М,.-2010

3.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010г.

Президентом РФ 29.12.12. № 273 ФЗ.

4.«Долгосрочная целевая программа развития образования РБ на 2013-2017гг.»- Уфа.2013 (Целевая программа «Дети Башкортостана)

5.Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях: СанПин 2.4.2.2821-10.М.,2010.

6. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. -М., Народное образование,2010.

 

Дополнительная литература (нормативные документы)

1.Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. АСТ. Астрель.М., 2004.

2.Акимушкин И.И. Мир животных М., Мысль. 1998.

3.Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. Картины из цветов и листьев. Эксмо.  М.. 2006.

4.Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников. Ярославль. Академия холдинг.2004.

5.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,»Просвещение»,1992.

6.Богуславская И.Я. Жостово. Декоративная живопись. /Серия «Шедевры народного искусства России», — М.,1994.

7.Бондаренко Т.Н. Ткаченко И.В. Загадки природы и человека. Ярославль. Академия развития.2007.

8.Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. Ташкент, 1988.

9.Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. Казань.1980.

10.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва.2002.

11.Коновалова Т. Шевырева. Н.  Сухоцветы. Уроки флористики. М.: ЗАО «Фритон +», 2003.

12.Круглова О.В.  Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.

13.Гусакова М.А. Аппликация. М., Просвещение. 1987.

14.Дополнительное образование детей. Словарь справочник/Автор-составитель Д.Е.Яковлев.-М,   АРКТИ,2002.

15.Локрина Т. Композиции с берестой. М, Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005.

16.Маврина Т. Городецкая живопись. – Ленинград, 1970.

17.Маленкова.Л.И. Классный руководитель, воспитатель: практические материалы. М., 2005.

18.Маслова Г.С.  Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1978.

19.Мозговая А., Каркасные букеты, М, Издательский дом «Ниола 21-й век», 2003.

20.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М., 1990.

21.Народное искусство башкир. Под ред Р. Кузеева. Ленинград, 1968.

22.Неменский Б.Н. Мудрость красоты. – М., 1983.

23.Никулина О.П. Декоративные изделия из соломки своими руками. Ростов н / Д, «Феникс», 2007.

24.Новикова И.В. Базулина Л.В. 100 поделок из кожи. «Академия развития» 1999.

25.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.,2001.

26.Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

27.Салахов М.Ш. Искусство и природа родного края.Уфа.2009

28.Синеглазова М. Кожа. Предметы сервировки стола. «Культура и традиции» М., 2000.

29.Соколова Л.В. Рожденное в народе. – Уфа, 1983.

30.Смирнов А. Мир профессий: Человек – художественный образ. М., 1987.

31.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Постановление Правительства РФ от 22.02.97.

32.Тюрина Н. Чудо-кожа М., Аст –пресс, 1999.

33.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.Ярославль. Академия развития, Академия холдинг. 2014.

34.Федотов Г. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. – М., «Просвещение», 1985.

35.Федотов Г. Сухие травы. / плетение из соломы, инкрустация, декоративная скульптура /. – М., «АСТ-ПРЕСС», 1997.

36.Флинт В. Птицы наших лугов и полей. М., 1978.

37.Фомина Ю. Сухие и искусственные цветы. Библиотека журнала «Цветы», М. «Ниола 21-й век», 2003.

38.Харламов И.Ф.Педагогика.- М. Юристь-Гардарика, 2009.

39.Хессайон. Все об аранжировке цветов. Издательский дом «Кладезь», 1998.

40.Чекризова Е. Стильные штучки из кожи. М., АСТ-Пресс. 2006.

41.Шахова Н.В., Дмитриева Н.А. Кожаная пластика. М.. 2004.

42.Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. — Уфа, » Китап», 1995.

43.Шитова С.Н. Войлоки, ковры и ткани у южных башкир. Китап, Уфа 2006.

44.Школа. Учитель. Искусство. Под ред. Н. Н. Ростовцева. – М., «Просвещение», 1991.

45.Школа рисования: стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы. М.,АСТ:Астрель,2006.

Литература ля детей

1.Полная иллюстрированная энциклопедия животных  для детей. М., «Олма-Пресс», 2006.

2.Цветы мира. Серия «Самые красивые и знаменитые», М.. ООО «Мир энциклопедий Аванта+», 2006

3.Школьник Ю. Птицы. Полная  энциклопедия,  М., Эксмо, 2006.

4.Энциклопедия для детей. Птицы и звери.  Гл. ред Володин В., М., Аванта 2004 г.

Журналы

«Аквариум».

«Юный художник»,

«Юный натуралист».

«Флора».

«Цветоводство».

Серия «Библиотека журнала «Цветы».

Альбомы, таблицы

Башкирское народное искусство. В 4х книгах. Демиург. 2002.

Богуславская И. Жостово. Декоративная живопись. Интербук. М.. 1994.

Заповедники мира. Серия «Самые красивые и знаменитые»,  М., ООО «Мир энциклопедий Аванта+», 2006

Иллюстрации для детского изобразительного творчества — М., 1973.

Мастера Палеха. – М., 1988.

Современные народные художественные промыслы. –М., 1983.

Таблицы по изобразительному искусству. Рисование с натуры и декоративное рисование

Цветы мира. Серия «Самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+Астрель 2007.

Электронные ресурсы сети Интернет

www.podelkisvoimirukami.ru

http://stranamasterov.ru

sthttp://samodelochki.ru

http://vip-samodelki.ru

http://ru.wikipedia.org http://image.websib.ru

http://festival.1september.ru

http://www.metodkabinet.eu