Методическая рекомендация «Флористические композиции в оформлении интерьера»

      Министерство образования Республики Башкортон

МБОУ ДОД ДЭБЦ Советского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

 

Методическая рекомендация

«Флористические композиции

в оформлении интерьера»

 (использование засушенных  растений с пришкольного участка

 во внеклассной работе по составлению декоративных панно)

Тема выступления на семинаре-практикуме для учителей биологии, заведующих УОУ, родителей

                       Разработала: Филёва Ирина Геннадьевна,

                                                педагог ДО и методист ДЭБЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа — талантливый художник. На шкурках змей, гусениц, зверей, на крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа «нарисовала» чудесные  узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство  их сочетаний, цельность и строгую соподчиненность всех элементов. А как прекрасны закат или рассвет, стая летящих птиц или вереница облаков, шум прибоя или биение сердца. Все, созданное  природой, восхитительно и лишено пошлости.

Важно постоянно любоваться этой красотой и сказочным разнообразием природы, внимательно изучать эту красоту, использовать закономерности лежащие в ее основе, делать натурные зарисовки, творчески их перерабатывать и создавать новые орнаментальные и декоративные формы, чтобы украсить ими вещи свой быт, сохранить на долгие годы подмеченную красоту окружающего мира.

13 столетий существует древнее, тонкое и прекрасное искусство – икебана. 13 столетий торжества красоты, гармонии и изящества. 13 столетий согласия с окружающей природой и совершенствования, которое прекраснее, чем само совершенство. «Сад мастера чайной церемонии Рикю славился на всю Японию цветами повилики. Полюбоваться ими захотел сам повелитель , но придя в назначенное время в сад, он увидел, что все цветы срезаны. Разгневанный зашел повелитель к мастеру и увидел в комнате икебану из одного единственного стебелька повилики. Рикю принес в жертву все цветы своего сада, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, самом лучшем…»

В Японии эту притчу рассказывают на самом первом уроке икебаны. Но согласитесь, на такую жертву способен не каждый. Искусство икебаны – достаточно дорогое, да и не всегда есть под  рукой разнообразный растительный материал. Летом, в пору цветения садовых и полевых цветов, еще можно попробовать свои силы в создании «скульптур из цветов», а зимой?  Конечно,  существуют  способы объемной сушки растений на свежем воздухе в затененном месте или в слое речного песка, перлита или манной крупы, позволяющие максимально  сохранить природную форму и окраску цветка. Но процесс этот требует особых приспособлений, да и сохранить высушенные, хрупкие растения сложно. Есть более доступные способы сохранения цветущих растений и приемы создания из них  флористических композиций на примере традиционных народных промыслов России.

Наиболее простой является плоская сушка растений  — гербаризация. Хранить готовые гербарии можно папке, просто переложив растения писчей бумагой. Лучше сушить и хранить растения, предварительно разложив их по размеру цветков и цветовой гамме: отдельно крупные цветки и мелкие, стебли(придав им плавный изгиб), крупные и мелкие листья, злаковые культуры. Это позволит ускорить подбор необходимого материала для создания плоскостной композиции – «картины» в технике аппликации (флористике) из засушенных растений. Такие «картины», помещенные под стекло и оформленные в рамку, послужат замечательным украшением любого интерьера.

Композиция  в переводе с латинского означает «расположение», «сочинение», «составление». Талант флориста – в умении расположить цветы, листья и ветки так, чтобы работа выглядела наиболее выразительно. «Картина» должна быть выдержана по цвету – выполнена на контрасте или на сближенных тонах. Все элементы композиции должны быть соразмерны между собой и картинной плоскостью – не теряться на фоне и не «стремиться» за рамки картины. Композиция может быть построена на симметрии или асимметрии, быть статичной или динамичной.

Изучать основные правила  построения композиции и средства ее выразительности – цвет, линию, ритм и т.д. можно на примере орнамента. Согласитесь, изобразить орнамент, точно рассчитать и повторить отдельные  элементы, его составляющие, тем более раппорт, очень сложно. Здесь на выручку и  приходит природный материал – готовые растительные формы: засушенные цветы и листья,  семена клена и ясеня, стебли растений, соломка.

На первых занятиях студии «Декоративная композиция» ребята, как бы играя, составляют орнаментальные мотивы, декорируя ими различные геометрические формы – орнаментальные композиции в полосе, круге, квадрате. Наиболее простыми можно считать композиции, построенные на основе симметрии. Например, композиция в круге строится на расположении элементов по осям на равном расстоянии от центра. Крупные элементы располагаются в центре, они могут быть дополнены более мелкими деталями, которые также  используются в ленточном орнаменте, обрамляющем основной узор и украшающим край изделия.

Еще один пример составления композиции на основе симметрии: орнаментальный мотив «дерево жизни» или «Дерево-цветок», широко представленный в изделиях народных промыслов: вышивке, художественной росписи, резьбе по дереву и т.д., а также в современных промышленных изделиях: шторах, полотенцах, обоях …  Можно выбрать любую геометрическую форму. Основная задача – построить гармоничную композицию, вписывающуюся в заданную форму.

 

Очень важно запрограммировать детей на успешное выполнение работы. Первое: обязательно определить тему будущей композиции. Показать примеры изображения и построения композиции-аналогов  на примере изделий декоративно-прикладного искусства  и народных художественных промыслов. По-возможности, дать как можно больше репродуктивного материала по заданной теме. Например, при выборе темы «Жостовские подносы» — выполнение настенного панно в технике аппликации из засушенных растений,  целесообразно рассмотреть на занятии различные формы подносов, определить виды растений, используемых в изображении, а также примеры композиционного решения «картинной плоскости». Для демонстрационного показа использовать альбом из серии «Шедевры народного искусства России» «Жостово» под редакцией И.Богуславской., а также таблицы по декоративно прикладному искусству, схемы.

Более сложным является составление композиции на ассоциативные темы, в которых важно передать состояние природы, настроение, покой или динамику жизни. Здесь уже необходим при объяснении другой зрительный ряд. Слайды и фотоматериал, репродукции картин художников-пейзажистов, умело передающих различное состояние природы, ее красоту, сдержанность или буйство красок окружающего мира. На основе этого уже создавать динамичные композиции: «Костер», «Ветер», «Шторм», «Гроза» и статичные композиции «Ночь», «Погожий день», «Закат» …  Чтобы работы были  интересными и не выглядели аляповатыми картинками, для создания композиции фона используется цветная бумага: контрастное сочетание цветов или несколько оттенков одного цвета в зависимости от тематики будущей «картины».

Какие растения применяют для создания декоративного панно? Крупные цветки служат основным акцентом композиции  и располагаются в композиционном центре. Это могут быть крупные цветки нивяника, астр, лепестки лилий, пионов, нарциссы, немахровые сорта георгин, хризантем и т.д. Для создания гармоничной целостности «картины» крупные цветки поддерживаются средними и мелкими цветками: календулы, виолы («Анютины глазки»); яблоневого цвета, вишни, черемухи, цветков акации и сирени. Используются также засушенные листья и стебли растений, травы, злаки и семена.  Например: для обрамления композиций, отображающих цветущий луг, подводный мир или просто букет цветов, используют растения, применяемые для аранжировки букетов – растения, имеющие сильную ветвистость, мелкие цветки и создающие в композиции легкий,  воздушный и прозрачный фон. Это могут быть веточки гипсофилы метельчатой, незабудок, икотника, злаковые растения: зубровка, белая полевица, сборная ежа, бор развесистый, луговой мятлик, овсяница, тимофеевка, костер, луговик и другие.

 

Во избежании раздробленности и для создания гармоничной и цельной композиции целесообразно использовать не более 3-4 видов растений различных по размеру и окраске. То же самое касается  и применения цветной бумаги под «фон». Лучше работать с несколькими оттенками одного цвета или с оттенками двух контрастных цветов.

 

И помните «золотое правило», отражающее лаконичность и особую эстетику японского искусства икебаны:

 

«Один цветок  лучше, чем сто, передает великолепие цветка».

 

 

У Д А Ч И !

Работы воспитанников студии «Декоративная композиция»

по орнаментальным мотивам народных промыслов России

Авторские работы Филевой И.Г.

                                               «В ночь лунного затмения»                                                                «Мой характер»

                                                 памяти Мустая Карима

Творческие работы воспитанников студии

«Декоративная композиция»

/свободная композиция на ассоциативные темы/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России

Коллективное панно «Букет Республики» в выставочной экспозиции

«Республика встречает гостей»